Слово архипастыря Проповедь епископа Пахомия в канун Собора Архистратига Михаила
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Слово архипастыря

Проповедь епископа Пахомия в канун Собора Архистратига Михаила

 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сёстры, поздравляю и приветствую вас. Завтра наша Церковь совершает память Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Сегодня, накануне вечером, мы с вами совершаем всенощное, чествуем архистратигов и всех бесплотных сил. 

Интересно, что Церковь предлагает нам услышать притчу из Евангелия от Матвея, которую сегодня по уставу полагается читать на полиелее. Притча о некоем хозяине большого поля, который засеял его, но через некоторое время оказалось, что вместе с пшеницей выросли плевелы, то есть сорняки. Я думаю, дорогие братья и сёстры, никому здесь не нужно объяснять, что такое сорняк. Сколько ты не работаешь над грядкой, сколько ты не удобряешь, сколько ты не полешь, не поливаешь хорошие добрые культуры, они как нежный росток, как прекрасная нежная девушка, очень ранимы. А сорняк – хоть его трави, хоть его суши, он набирает силу, давит всё.

Христос говорит, что работники обратились к своему начальнику с таким предложением: «Давай мы пойдём, прополем это поле и выбросим сорняки». Но хозяин говорит иначе: давайте дождемся время жатвы, хотя урожай может быть немножко и пострадает. Но, если мы будем пропалывать сейчас, то вполне вероятно, кто-то из вас по неосторожности, по незнанию, по неопытности повредит пшеницу. Давайте оставим всё до сбора урожая и тогда скажем жнецам, чтобы они сначала собрали плевелы, связали их в снопы и выбросили в огонь. Только после этого жнецы приступят к сбору доброй пшеницы. 

Казалось бы, эта притча не требует никакого объяснения, здесь и так всё понятно. Но апостолы просят Христа растолковать ее. Смысл любой притчи – показать человеку на примере таких простых вещей истину.

Хозяин поля –это Господь, в Евангелии часто под именем хозяина и царя предстаёт Сам Бог. Поле – это жизнь, мир, в котором мы живём. В этом мире много людей: и добрых, и злых, и правых, и неправых, глубоких и не очень, мы все люди разные. Так вот пшеница и плевелы – это люди со своими страстями и добродетелями.

Не просто так взошёл сорняк на поле – враг рода человеческого, некий противник доброты, всего хорошего на земле, приходит и насаждает эти плевелы. Это можно сказать о страстях в человеке. Действительно, это такой сорняк, который душит урожай, грехи, страсти человека прозябают в наших сердцах, они лишают нас плода, возможности стяжать Царствие Божие и жить гармонично нормальной человеческой жизнью. Человек, упиваясь грехом, иногда губя свою духовную и физическую жизнь, порой не понимает этого, пытается найти в них какое-то утешение, счастье, правду человеческую. Но ничего не приносит радость человеку, если им руководствует греховная страсть.

Жнецы – это ангелы Божии. Они придут и разделят добрых и злых, отделят добродетель от греха, от страсти. Но самое удивительное в этой притче, что Бог не хочет какого-то скороспешного, быстрого суда. Мы часто спрашиваем: почему Бог не решает трудности и проблемы, почему не наказывает негодяев, подлецов. Почему часто люди наглые, греховные, подлые живут и ничего им не бывает. а человек трудящийся, добрый, искренний, добродетельный долго и много терпит и от злых людей, и от каких-то болезней, скорбей и немощей. Потому что, братья и сёстры, Бог на самом деле очень долготерпелив и многомилостив. Бог даёт шанс человеку, даже самому нехорошему, даёт возможность до последнего исправиться, что-то изменить.

Суд над человеком Бог совершает через Своих помощников, через ангелов Божиих, не через людей. Это разделение на злых и добрых, на плевелы и пшеницу, произойдет в конце времён, в конце существования нашего мира. Это разделение среди человечества совершается руками ангелов, их действием, их волей. А через них действует Сам Господь.

Мы сегодня совершаем память Архистратига Михаила, Архангела Гавриила и многих других бесплотных Небесных сил. Мы их не должны воспринимать как судей наших, как тех, которые могут наказать, хотя в этом тоже есть доля правды. Если мы посмотрим на иконографию, на фрески средневековой Сербии, Греции, Афона и древнерусских храмов, увидим, что ангелов изображают в виде воителей, строгих судей мира, но они не столько судьи, столько наши защитники.

Каждый человек в Крещении получает Ангела-Хранителя, для каждого он родной и близкий. Молясь ему, мы знаем, что он хранит нас, долготерпит, помогает, служит нам как утешитель. В этом есть глубокий смысл – мы не одни в этом мире. Даже когда чувствуешь приступ одиночества, это не так.

В конце времён ангелы будут судить нас, но, всё же, в них мы должны видеть, прежде всего, заступников, молитвенников и не расстраивать свои небесных покровителей своей греховной жизнью. Вот об этом наша сегодняшняя молитв.

Пусть Архистратиг Божий Михаил и прочие Небесные бесплотные силы будут для нас добрыми наставниками и помощниками и хранителями. Аминь.

 

Свято-Никольский кафедральный собор г. Чистополя

20 ноября 2025 г.